Открытый урок «Человек в тоталитарном государстве»

3 декабря 2018 г.

  «Человек в тоталитарном государстве» - такова была тема открытого урока, который провели 30 ноября в группе 1В преподаватели  Е. В. Попова и К. С. Цветкова.

  Тема бинарного занятия по истории и литературе была выбрана неслучайно – 30 октября в нашей стране отмечается совсем не праздничная дата – День памяти жертв политических репрессий. В каждом городе, селе нашей огромной страны потомки репрессированных и все, кто неравнодушен к тем страшным годам, в этот день скорбят о безвинно убиенных.

  2018 год – особенный для русской литературы. В этом году 11 декабря исполнится 100 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына, автора Нобелевской премии по литературе.

  “Я делаю выводы не из прочитанных философий, а из людских биографий, которые рассматривал в тюрьмах”- так говорил о своем творчестве Александр Исаевич. 

  Вместе с преподавателями студенты разбирались в том, что представляет из себя сталинизм как система, в чем его корни, выявляли взаимосвязь между человеком и тоталитарной системой и  способы противостояния режиму тоталитаризма, для этого анализировали фотоматериалы тех лет, работали с историческими документами. Особо затронули тему истории СЛОНА – Соловецкого лагеря особого назначения.

  Кроме исторических фактов, студенты познакомились с опытом художественного исследования этой темы, читая и анализируя рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».  Произведения Солженицына представляют огромную ценность из-за того, что их автор – участник, очевидец событий, жертва сталинского режима. Он приподнял завесу над темным периодом нашей истории – сталинизмом.
Студенты на страницах рассказа искали ответы на «Толстые и тонкие вопросы»- вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно нельзя, проблемные вопросы (толстые вопросы).

  Студенты вместе с преподавателями пришли к однозначному выводу – невозможно быть счастливым в обществе, которое построено на насилии, репрессиях, расправе с инакомыслящими и попытались определить те качества, которые помогают человеку оставаться человеком даже в невыносимых условиях за колючей проволокой.